Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В условиях глобализации мировой экономики, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО) возрастает роль и значение государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Современный мировой рынок характеризуется размыванием границ между отраслями, сокращением жизненного цикла товара, тенденцией к унификации спроса, а также повышением внимания к экологическим проблемам. Возникает объективная необходимость объединения стран для формирования общих рынков с применением инструментов их защиты от недобросовестной конкуренции.
В зависимости от методов воздействия на внешнюю торговлю меры по защите внутреннего рынка могут быть таможенно-тарифного и (или) нетарифного регулирования.
Целью данной работы является комплексный анализ применения современных таможенных технологий для защиты внутреннего рынка и защиты отечественного производства.
Достижение поставленной цели потребовало решение следующих задач:
раскрыть понятие и значение института мер регулирования внешней торговли;
изучить основные виды мер регулирования;
исследовать особенности применения мер регулирования в условиях членства России в ЕАЭС;
проанализировать проблемы и перспективы использования мер регулирования во внешней торговле.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе применения мер регулирования внешнеэкономической деятельности.
Предметом исследования являются нормы международного, административного, таможенного и других отраслей права, определяющие содержание и порядок применения мер регулирования внешней торговли.
Теоретическую основу исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых, содержащие отдельные аспекты исследуемой проблемы.
Например, работы Атрощенковой И. С. полностью оправдывают меры, внедряемые правительством при таможенном регулировании движения товаров. Однако Бакаева, О. Ю. и Перчик А. И. доказываю, что данные меры очень завышены и мешают развитию конкуренции.
Методы исследования в работе: наблюдение; сравнение; расчет; измерение; обобщение; абстрагирование; формализация; анализ.
Структура работы: работа состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Современные меры защиты внутреннего рынка и защиты отечественного производства
1.1. Основные меры защиты внутреннего рынка
Современный мировой рынок характеризуется размыванием границ между отраслями, сокращением жизненного цикла товара, тенденцией к унификации спроса, а также повышением внимания к экологическим проблемам. Возникает объективная необходимость объединения стран для формирования общих рынков с применением инструментов их защиты от недобросовестной конкуренции.
Соотношение понятий «меры по защите внутреннего рынка», меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирование графически можно представить следующим рисунком:
Рисунок 1.1 Меры по защите внутреннего рынка, меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Соотношение понятий.
Итак, один явный критерий для классификации мер по защите внутреннего рынка, выявлен. В зависимости от методов воздействия на внешнюю торговлю это могут быть меры таможенно-тарифного и (или) нетарифного регулирования.
Рисунок 1.2 – Характеристика мер защиты внутреннего рынка ЕАЭС, определенных Договором о ЕАЭС от 29.05 2014
Применение специальных защитных мер в ЕАЭС также связано с проведением переговоров с торговыми партнерами в рамках ВТО. Иные меры вводятся решением ЕЭК.
По данным ЕЭК, срок проведения антидемпингового или компенсационного расследования является самым длительным и колеблется в пределах от 12 до 18 месяцев, специального защитного – значительно меньше (от 9 до 12 месяцев).
1.2 Таможенный кодекс в системе защиты внутреннего рынка
Новый Таможенный кодекс ЕАЭС вступил в силу с 1 января 2018 года. Документ призван избавить граждан стран Союза от некоторых бюрократических проволочек и внедрить новые возможности для электронного контроля таможни.
Напомним, что ЕАЭС – это международное экономическое объединение, действующее между Россией, Беларусью, Кыргызстаном и Арменией, которое было создано в начале 2015 года. Основная цель нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза 2018 года – заменить устаревший документ Таможенного союза, подписанный еще в 2010 году. Рассмотрим изменения более подробно.
Проект нового Таможенного кодекса Евразийского Союз был одобрен главами правительств 12 августа 2016 года, после чего документ был направлен для внутренней координации. При этом все стороны выразили твердое намерение завершить свое соглашение в короткий срок и принять решение до конца 2016 года.
Необходимость принятия нового Таможенного кодекса связана с созданием ЕАЭС, которое стало продолжением предыдущих этапов евразийской интеграция - Таможенного союза и Единого экономического пространства.
32-я статья Договора об учреждении ЕАЭС , которая вступила в силу с самого начала 2015 года, подчеркивает, что Союз осуществлял единую таможенную политику регулирования в соответствии с таможенным кодексом евразийского экономического союза и регулирования таможенных правоотношений международных договоров и актов, составляющих основу взаимодействия Союза.
В отличие от действующего таможенного законодательства, новая версия Таможенного кодекса ЕАЭС - всеобъемлющий кодифицированный международный договор. При его подготовке был проведен аудит всех ранее заключенные международные соглашения, регулирующие таможенные взаимоотношения. При составлении нового кодекса был переосмыслен существующий процесс и технология таможенных операций, изменен подход к использованию информационных технологий. Можно сказать, что новый Кодекс полностью основан на электронном документообороте в сфере таможенных правоотношений.
Самое глобальное преобразование – изменение структуры документа. Если раньше он регулировал в большей степени вопросы внутри государств, упоминая также варианты разрешения вопросов международного уровня, то теперь действие закона сконцентрировано на решении вопросов стран-участниц совместно со всеми членами союза.
Изменилась структура кодекса: если раньше весь документ был разбит на 372 статьи, которые умещались в 8 разделах, то теперь их количество увеличилось. В таможенном кодексе 2018 года содержится 465 статей, объединенных в 9 общих разделов. Они стали более специализированными: каждая часть рассматривает свою узкую проблему и предлагает пути ее решения до того момента, как дополнительные указания будут даны органом управления Евразийской экономической комиссией.
Идея о принятии нововведений не нова: над документом работали более 5 лет специалисты из стран-участниц ЕАЭС. Отдельное внимание уделили кооперации с представителями частного сектора и малого бизнеса. Большинство поправок касаются именно послаблениям в области административного регулирования таможенных правил между странами.
Государство в свою очередь, стремилось улучшить ситуацию без большой нагрузки на бюджет. Поэтому документ рассчитан на поиск баланса между интересами двух сторон.
Реорганизация системы и введение новых правил не пройдет быстро. С учетом всех нормативных актов, которые должны быть приняты, реформ в таможенной сфере стоит ждать не раньше июля этого года.
В новом таможенном кодексе изменились правила провоза различных товаров через границы государств, членов Евразийского экономического союза. Например, теперь предоставление декларации не является обязательным при пересечении границы. Предприниматель обязан иметь документы на руках при возникновении вопросов, однако требовать их у всех поголовно отныне не будут.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Договор о Евразийском экономическом союзе // Официальный интернет- портал правовой информации Государственная система правовой информации. – URL.: http://www.pravo.gov.ru.
2) Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 № 276. «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» (ред. от 27.04.2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: Система КонсультантПлюс.
3) Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе» (ред. от 26.09.2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: Система КонсультантПлюс.
4) Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. [Электронный доступ]/Официальный сайт ФТС России. Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?id=17220&Itemid=2375&option=com_content
5) Федеральное казначейство РФ: база данных содержит статистические сведения о поступлении таможенных платежей в федеральный бюджет РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/#citizens
6) Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28165/d49e26d7ff9273d0e619a67bc5d470285b4bc623/ (дата обращения 05.12.2018)
7) Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // Консультант Плюс. - URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
8) Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 28.12.2016) "О таможенном тарифе" [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1995/ (дата обращения 05.12.2018)
9) Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Заключена в г. Вене 11.04.1980) (вместе со «Статусом Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 года)» (по состоянию на 17.05.2016)) [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 2648/ (дата обращения 13.05.2018)
10) Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121270/ (дата обращения: 13.05.2018)
11) Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (заключена в г. Брюсселе 29.12.1969) (в ред. Протокола от 19.11.1976) http://bellona.ru/2007/05/03/mezhdunarodnaya- konventsiya-o-grazhdansk/ [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «Bellona» // http://bellona.ru/2007/05/03/mezhdunarodnaya-konventsiya-o-grazhdansk/ (дата обращения: 13.05.2018)
12) Письмо ФТС РФ от 21.01.2008 N 01-18/1767 "О таможенном оформлении товаров и транспортных средств" [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 80580/ (дата обращения 05.12.2018)
13) Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 980 (ред. от 04.09.2015) "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов". [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 74063/ (дата обращения: 13.05.2018)
14) Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 № 1211 «Перечень пунктов пропуска для вывоза нефти и нефтепродуктов» [Электронный ресурс]: ООО «Альта Софт» // https://www.alta.ru/tamdoc/10ps1211/ (дата обращения 05.12.2018)
15) Приказ Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 232 "Об утверждении Правил технической эксплуатации нефтебаз" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.06.2003 N 4785) [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 43378/ (дата обращения 05.12.2018)
16) Приказ Ростехнадзора от 07.11.2016 N 461 (ред. от 15.01.2018) "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2016 N 44503) [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 208197/ (дата обращения 05.12.2018)
17) Приказ ФТС РФ от 04.05.2006 № 422 «О контроле документов, связанных с применением процедуры перемещения товаров трубопроводным транспортом». [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 60136/ (дата обращения: 13.05.2018)
18) Распоряжение Правительства Российской Федерации N 1663-р от 27.09.2011 года «О подписании Соглашения о некоторых вопросах перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом через таможенную границу Таможенного союза» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
19) Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2014 № 37 «Перечень продукции, в отношении которой подтверждается соответствие техрегламенту ТС «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям»» [Электронный ресурс]: ООО «Альта Софт» // https://www.alta.ru/tamdoc/14kr0037/ (дата обращения 05.12.2018)
20) Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 № 8 «Перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе в ЕАЭС предоставляются тарифные преференции» [Электронный ресурс]: ООО «Альта Софт» // https://www.alta.ru/tamdoc/17sr0008/ (дата обращения 05.12.2018)
21) Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 45458/ (дата обращения 05.12.2018)
22) Федеральный закон "Об экспортном контроле" от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от13.07.15). [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «ГАРАНТ» // http://base.garant.ru/12116419/ (дата обращения: 13.05.2018)
23) Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 45397/ (дата обращения: 13.05.2018)
24) Действующие двусторонние международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 63276/ (дата обращения 05.12.2018)
25) Атрощенкова, И. С. Таможенные платежи как источник формирования доходов современного государства // И. С. атрощенкова // Юридическая наука. – 2018. – № 3. – С.75–77.
26) Бакаева, О. Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук // Бакаева О. Ю. – Саратов, 2015. – 28 с.
27) Воронин, Ю. Ненефтегазовый бюджет: доводы и контрдоводы // Ю. Воронин // Экономист. – 2017. – № 8. – С. 62–69.
28) Перчик А. И. Трубопроводное право: под ред., Ларина И.Г. - М.: Нефть и газ, 2017. С. 12;
29) Ежемесячный отчет МЭА - https://ru.investing.com/economic-calendar/iea-monthly-report-1674
30) Нефтепродукты — смеси углеводородов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sinref.ru/000_uchebniki/0000AZS/026_nefteprodukti/001.htm.
31) Организация работы магистрального трубопроводного транспорта [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studopedia.ru/3_195954_tema--truboprovodniy-transport-nefti.html.
32) Rystad Energy // www.rystadenergy.com